Управление учебным процессом ВУЗа- Web-сервисы участка Студент  (раздел целиком)  (02.05.2024)
Web-сервисы участка Студент

Web-сервисы участка студент представляют собой web-приложения, предоставляющие пользователям доступ к информации, формируемой в системе на участке "Студент". Web-сервисы доступны посредством различных интернет-браузеров с удаленных (по отношению к серверу БД системы) рабочих мест пользователей. Web-сервисы могут быть как общедоступными, т.е. не требующими авторизации пользователей, так и с ограниченным доступом. Web-сервисы с ограниченным доступом могут использоваться только пользователями системы, входящими в определенные роли.


1. Web-сервис "Досье студента"

Web-сервис "Досье студента" позволяет выполнять поиск студентов основных образовательных программ и слушателей программ дополнительного образования по ряду атрибутов, просматривать информацию о личных данных и ходе обучения, формировать отчеты по личным данным и успеваемости.

Поиск студентов и слушателей может осуществляться по следующим атрибутам:

  • По фамилии, имени, отчеству
  • По атрибутам принадлежности к образовательной программе (кампусу, факультету, курсу, подразделению ДПО)
  • По стране гражданства
  • По реквизитам выданного документа об образовании

Данный web-сервис является сервисом с ограниченным доступом. Воспользоваться сервисом могут только пользователи системы, включенные в роль Пользователи досье студента. Для того, чтобы предоставить доступ к сервису широкому кругу пользователей в роль Пользователи досье студента администратором системы могут включаться не отдельные пользователи, а другие роли. Например, в эту роль можно включить роли "Учебные части факультетов", "Учебно-методическое управление", "Руководство вуза" и проч. Все пользователи, входящие во включаемые роли, получат доступ к web-сервису.

Web-сервис Досье студента доступен по одноименной ссылке с основной web-страницы системы:

При переходе на страницу web-сервиса у пользователя будут запрошены логин и пароль для авторизации. Необходимо ввести логин и пароль пользователя в системе. Пользователь получит доступ к сервису только если он является пользователем системы и при этом прямо или опосредовано (через другие роли) входит в роль "Пользователи досье студента". В противном случае пользователь получит сообщение об отказе в авторизации.

В случае успешной авторизации будет отображена форма для поиска студентов и слушателей:

Досье студента. Форма поиска

Форма поиска состоит из общей части (поля Фамилия, Имя, Отчество) и частей, специфичных для поиска студента или слушателя ДПО. Даже в случае выполнения поиска по ФИО пользователь должен раскрыть зону полей поиска, специфичных для студентов или для слушателей для того, чтобы получить результаты поиска (студентов или слушателей).

Для выполнения поиска пользователь должен ввести с клавиатуры или выбрать из выпадающих списков значения в тех полях, по которым необходимо выполнить поиск. Если в поле не введено никакого значения, то соответствующего ограничения на результат поиска не накладывается. В поля для поиска, предполагающие свободный ввод с клавиатуры можно ввести как значение целиком, так и часть значения. Также поиск нечувствителен к регистру символов.

Ниже полей для ввода условий поиска расположен флажок Отображать все статусы. По умолчанию флажок снят (значение "Нет"), что означает, что поиск будет производиться только по актуальным статусам студентов, т.е. среди студентов или слушателей, которые обучаются на факультетах или в подразделениях ДПО в текущий момент времени. Для того, чтобы найти студентов, которые на момент поиска уже выпущены, отчислены или находятся в академическом отпуске, нужно установить флажок Отображать все статусы. Это позволит выполнять поиск среди всех когда-либо созданных с системе статусов студентов и слушателей. Для актуальных студентов это также позволит получить доступ к информации об их обучении в предыдущих статусах (до отчисления и восстановления, до перевода на другой факультет и проч.). В случае, когда пользователь выполняет поиск по атрибуту Номер выданного документа, флажок Отображать все статусы устанавливается автоматически, т.к. студенты, имеющих данные о выданном дипломе, как правило, являются уже выпущенными.

После заполнения формы поиска и нажатия кнопки Поиск в нижней части экрана будет отображен список найденных студентов или слушателей. В случае поиска по всем статусам для каждого человека будет отображен перечень его студенческих статусов (или статусов слушателя ДПО).

Досье студента. Результаты поиска

По каждому студенту, найденному по заданным критериям поиска, в результатах поиска отображается:

  • Фамилия, имя, отчество, дата рождения, страна гражданства
  • Фотография (при наличии в БД системы)
  • Ссылки на студенческие статусы (или статусы слушателя) данного студента. По каждому студенческому статусу отображается дополнительная информация:
    • Вид статуса, даты начала и окончания статуса, основания начала и окончания статуса
    • Кампус (филиал)
    • Факультет
    • Курс
    • Номер студенческого билета
    • Реквизиты выданного диплома (при наличии)

При переходе по ссылке, соответствующей каждому из студенческих статусов, доступна подробная "карточка студента", в которой можно увидеть широкий набор данных о поступлении студента, результатах его обучения, текущих задолженностях, а также сформировать отчеты по студенту.

Досье студента. Карточка студента

Страница карточки студента состоит из заголовка в котором размещена основная информация о студенте и образовательной программе по которой он обучается (или обучался), а также вкладок, на которых размещены следующие данные:

  • Проживание - регион и город постоянной регистрации; для проживающих в других странах вместо региона будет отображена страна проживания
  • Поступление - год набора, наименование конкурса, по которому студент поступал, вид места, на которое студент был зачислен, основание зачисления
  • Предыдущее образование - информация об оконченном учебном заведении (школе, вузе), его местонахождении, реквизиты документа о предыдущем образовании, признак документа с отличием
  • Выбытие с факультета - дата и причина выбытия (отображается только для выбывших студентов)
  • Контактная информация - полная информация о телефонах, почтовых адресах, адресах электронной почты, собранная о студенте за время его учета в системе
  • Результаты назначенных испытаний - таблица со списком всех испытаний, которые были назначены студенту в данном статусе и их результатами
  • Задолженности студента - таблица со списком всех испытаний, срок сдачи которых истек, но по которым не выставлено положительной оценки.
  • Места в рейтингах по периодам - учебных периодов (полугодий), в течение которых студент учился в данном статусе; по каждому периоды отображаются сохраненные в системе результаты рейтингования (суммы текущего и кумулятивного рейтинга, места в рейтингах в сравнении с общим количеством участников рейтингов, средние баллы за испытания, вошедшие в текущий или в кумулятивный рейтинги)
  • Результаты вступительных испытаний - перечень вступительных испытаний, которые сдавал студент при поступлении, с полученными оценками; если студент поступал "без вступительных испытаний", данная таблица будет пустой
  • Другие статусы - перечень всех статусов, в которых данный студент учитывался в системе (статусы абитуриента, участника олимпиад, студента, отчисленного, выпускника, аспиранта и проч.)

При помощи ссылок в заголовочной части окна можно выгрузить отчеты по студенту в различных форматах:

Досье студента. Отчеты по студенту
  • Личная карточка студента - доступна для скачивания в форматах.xls (MS Excel) и.pdf (Adobe Acrobat), а также для просмотра в браузере в формате.html
  • Академическая справка на английском языке - доступна для скачивания в формате.doc (MS Word)
  • Справка об успеваемости - доступна для скачивания в форматах.xls (MS Excel) и.pdf (Adobe Acrobat), а также для просмотра в браузере в формате.html

2. Web-сервис "Контингент студентов"

Web-сервис "Контингент студентов" является OLAP-сервисом, который позволяет анализировать структуру и численность контингента студентов основных образовательных программ вуза по определенному набору атрибутов. Минимальный набор атрибутов, в разрезе которых может выполняться анализ:

  1. Вид места (бюджетное, коммерческое, целевое, по межправительственным соглашениям)
  2. Направление или специальность
  3. Уровень образования и курс
  4. Филиал или факультет
  5. Форма обучения

Администратор системы имеет возможность добавлять к разрезам анализа дополнительные атрибуты.

Данный web-сервис является сервисом с ограниченным доступом. Воспользоваться сервисом могут только пользователи системы, включенные в роль Пользователи сервиса "Контингент студентов". Для того, чтобы предоставить доступ к сервису широкому кругу пользователей в роль Пользователи сервиса "Контингент студентов" администратором системы могут включаться как отдельные пользователи, так и другие роли. Например, в эту роль можно включить роли "Учебные части факультетов", "Учебно-методическое управление", "Руководство вуза" и проч. Все пользователи, входящие во включаемые роли, получат доступ к web-сервису.

Пользователь может самостоятельно выбирать два атрибута (измерения), по которым будет построена таблица статистических данных. При первом открытии страницы сервиса после авторизации пользователю будут предложены два первых измерения - Вид места по горизонтали и Направление или специальность по вертикали.

Досье студента. Выбор измерений и фильтров

Страница сервиса состоит из двух частей - в верхней части предлагаются поля для выбора и расположения измерений и установки фильтров, а в нижней части формируется результирующая таблица со статистическими данным. В каждый момент времени можно выбрать одно измерение для расположения по горизонтали и одно для расположения по вертикали. По остальным измерениям можно задавать условия отбора (фильтры).

Функциональность полей для работы с измерениями предлагает следующие возможности:

  • Для выбора измерения для размещения по горизонтали нужно нажать кнопку со стрелкой, направленной вправо, справа от соответствующего поля.
  • Для выбора измерения для размещения по вертикали нужно нажать кнопку со стрелкой, направленной вниз, справа от соответствующего поля.
  • Для установки отбора по одному из значений измерения, нужно раскрыть выпадающий список и выбрать необходимое значение. Для отказа от отбора необходимо выбрать значение (Все). Выполнять отбор значению измерения, выбранного для расположения в таблице по горизонтали или по вертикали, недопустимо.
  • Если для измерения нажата кнопка со стрелкой вправо, то, нажав расположенную рядом кнопку со стрелкой вниз, можно поменять измерения местами.

При выборе нового измерения для размещения по горизонтали или по вертикали, оно заменяет собой ранее выбранное. При каждом изменении измерений или установке отбора результирующая таблица перестраивается.

Полученную таблицу с результатами можно выгрузить в виде файлов формата.xls или.pdf при помощи кнопок с изображением этих приложений, расположенных над таблицей.


2.1. Администрирование сервиса "Контингент студентов"

Администратору сервиса доступны широкие возможности настройки сервиса, включая добавление измерений, актуализацию значений измерений, добавление показателей анализа, управление доступом пользователей к сервису. Администрирование сервиса осуществляется в форме OLAP-кубы, доступной в разделе Администратору.

Форма OLAP-кубы

Данная форма имеет набор представлений, позволяющих выполнять следующие операции:

  • Представление OLAP-кубы содержит перечень всех созданных в системе OLAP-сервисов. За сервис "Контингент студентов" отвечает куб с именем "Contingent" и наименованием "Контингент студентов".
    • Представление Измерения содержит перечень измерений, по которым будет выполняться OLAP-анализ. Каждое измерение имеет свой домен, который определяет тип и набор допустимых значений измерения.
      • Представление Значения измерения отображает перечень значений измерений, по который будет производиться анализ. Перечни значений можно корректировать вручную (удалять и добавлять значения, изменять их иерархию). Значения ссылочных доменов можно актуализировать автоматически при помощи действия Построить значения измерения, которое вызывается в таблице данных Измерения. Это действие добавит к значениям измерения все объекты, отвечающие классу и условию отбора домена, которые не присутствовали в таблице до момента актуализации.
    • Представление Показатели содержит перечень показателей, которые анализируются. Исходно сервис "Контингент студентов" содержит одни показатель "Количество студентов", однако у администратора есть возможность добавить и дополнительные показатели.
    • Представление Доступ отображает перечень ролей пользователей, которым будет доступен данный сервис, а также позволяет добавлять и удалять роли.
    • Представление Расчеты отображает все расчеты показателей, ранее выполненные в системе и их параметры. Данный перечень расчетов предлагается пользователям на web-странице сервиса для выбора. Режим выполнения расчетов задается при помощи механизма планирования выполнения заданий, которым можно управлять в форме Запланированные задания, входящей также в раздел Администратору.


3. Web-сервис печати ведомостей

Данный web-сервис является сервисом с ограниченным доступом. Для авторизации необходимо:

  • на главной странице ресурса, в верхнем левом углу, с помощью соотвествующих пиктограм выбрать язык для просмотра и печати ведомостей.
  • ввести единый для всех пользователей логин и пароль в соответствущие поля и нажать кнопку Войти в систему.

Вход в web-сервис ведомостей

Кабинет разделен на три основные зоны:

  • Слева - поля для поиска преподавателя по ФИО или поиска преподавателя на кафедре, а так же форма для обращения в Службу поддержки.
  • Справа в верхней части страницы - список преподавателей, где в виде списка отображаются преподаватели соответствующие условиям поиска.
  • Справа в основной части страницы - список ведомостей, которые принадлежат найденному преподавателю. Каждая ведомость содержит ссылку для скачивания ведомости в формате xls.
Кабинет- web-сервиса печати ведомостей

Для поиска преподавателя по ФИО, в левой части страницы необходимо войти в соответствующий раздел "Поиск преподавателя по фамилии" ("Faculty search by name") и ввести фамилию, имя, отчество преподавателя.

  Поиск преподавателя по ФИО (web-сервис печати ведомостей)

Для поиска преподавателя на кафедре, в левой части страницы необходимо войти в соответствующий раздел "Поиск преподавателя на кафедре" ("Faculty search by department") и последовательно заполнить три поля: Филиал, Факультет и Кафедра.

Поиск преподавателя по кафедре (web-сервис печати ведомостей)

В обоих случаях поиск преподавателей производится среди всех преподавателей вуза, которые закреплены хотя бы за одной ведомостью. Если преподаватель будет найден, то справа в верхней части страницы в списке преподавателей появится запись о нем, а ниже в списке ведомостей доступные ему ведомости. Для того чтобы загрузить ведомость на рабочее место, необходимо напротив нужной ведомости нажать на пиктограмму Загрузка XLS  .

Печать ведомости (web-сервис)

Так же есть возможность распечатать один сводный отчет «Объединенная ведомость», который включает в себя несколько ведомостей. Для этого есть специальная кнопка Объединенная ведомость, расположенная над списком всех ведомостей,

Формирование объединенной ведомости

при нажатии на которую открывается диалоговое окно, в котором список ведомостей, доступных для объединения. По умолчанию все ведомости в этом списке отмечены, но есть возможность самостоятельно отметить необходимые ведомости. В этом же диалоговом окне над списком расположена кнопка Скачать объединенную ведомость, кликнув на которую будет сформирована «Объединенная ведомость».

Включение ведомостей в объединенную ведомость