Управление учебным процессом ВУЗа- Стандартные действия, доступные в любых таблицах данных  (раздел целиком)  (28.03.2024)
Стандартные действия, доступные в любых таблицах данных

Ряд стандартных действий, доступных объектов любого типа, может быть вызван из любой таблицы данных. Разработчиком конкретной прикладной системы некоторые из перечисленных в данном разделе действий могут быть скрыты. Также перечень доступных стандартных действий зависит от прав доступа конкретного пользователя.

Стандартные действия

В следующих разделах описаны все стандартные действия, реализованные средствами платформы:


1. Копирование и вставка объектов

В некоторых случаях объекты, отображаемые в таблице данных, можно копировать и вставлять. Вставлять объекты можно как в ту же таблицу данных, из которой они были скопированы, так и в другую таблицу данных, отображающую объекты того же типа. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать один или несколько объектов, которые Вы хотите скопировать (см. раздел Выбор объектов в таблице данных).
  2. Вызвать действие "Копировать" из контекстного меню или при помощи иконки на панели инструментов.
  3. Перейти в таблицу данных, в которую Вы хотите вставить скопированные объекты (или остаться в открытой таблице данных).
  4. Вызвать действие "Вставить" из контекстного меню или при помощи иконки на панели инструментов.

При копировании и вставке происходит создание копии объекта. При этом, если объект имеет подчиненные объекты, они также будут скопированы, и станут подчиненными новому объекту.

Все свойства нового объекта, кроме свойства "Имя" (или замещающего его свойства), будут такими же, как у первичного объекта. Свойство "Имя"  будет равно строке, составленной из слова "Копия " и имени первичного объекта. После вставки объекта значение свойства "Имя" можно изменить.

В случае, если свойство "Имя" может формироваться пользователем явно, то после вставки оно будет сформировано как строка вида:

"Копия" + "имя исходного объекта"

Пример

  Пример простого копирования

На рисунке показан результат копирования объекта "Алтай". Все подчиненные объекты объекта "Алтай" были также скопированы и являются подчиненными объекту "Копия Алтай".

Если свойство "Имя" формируется автоматически по определенному алгоритму на основании значений других свойств, то при вставке будет выполнена попытка выполнить данный алгоритм. Если вставка выполняется в ту же таблицу данных, может произойти ошибка дублирования.  

Пример

  Ошибка дублирования объекта при копировании

На рисунке показан результат при попытке копирования объекта "Железногорск" таблицы "Населенные пункты" в ту же таблицу.

При этом копирование сработает нормально, например, при переносе подчиненных объектов от одного главного объекта к другому.

Пример

  Успешное копирование подчиненного объекта

На рисунке показан результат копирования объекта "Железногорск", подчиненного объекту "Курская область", в подчиненную таблицу объекта "Липецкая область".

Действия "Копировать" и "Вставить" имеют соответствующие иконки на панели инструментов:
Кнопка "Копировать"  и Кнопка "Вставить"

Кроме копирования объектов внутри или между таблицами данных предусмотрена возможность копирования объектов в другие приложения, имеющие поля для ввода текстовой информации. Такими приложениями могут являться, например: Microsoft Excel, Microsoft Word, NotePad ("Блокнот") и другие.

Для копирования объекта во внешние приложения необходимо:

  1. Выбрать один или несколько объектов, которые Вы хотите скопировать (см. раздел Выбор объектов в таблице данных).
  2. Вызвать действие "Копировать" из контекстного меню или при помощи иконки на панели инструментов.
  3. Переключиться на окно внешнего приложения, в которое Вы хотите вставить скопированные объекты.
  4. Вызвать действие "Вставить" из контекстного меню или при помощи иконки на панели инструментов приложения.

Пример

 Для примера скопируем два объекта из таблицы "Страны и регионы" :

Пример копирования во внешние приложения

При вставке в "Блокнот" (NotePad):

Вставка в Notepad

Свойства объекта при вставке разделены знаком табуляции ("Tab").

При вставке в Microsoft Excel:

Пример вставки в Microsoft Excel

Важно!
 Обратите внимание, что для корректного копирования свойств объекта на русском языке необходимо, чтобы в момент копирования в операционной системе была установлена русская раскладка клавиатуры.

2. Подменю "Колонка" - работа с колонкой

Действия, доступные в подменю " Колонка " в контекстном меню или на панели инструментов могут быть применены к колонкам любой таблицы данных. Доступность тех или иных действий над колонкой зависит от типа данных, отображаемых в колонке, и от того, какие действия над колонкой уже совершены (например, нельзя вычислить сумму значений строкового типа, или нельзя очистить группировку, если данные не сгруппированы).

Действия, доступные в подменю "Колонка":


2.1. Фиксация колонок

Для удобства работы с данными в Системе предусмотрена возможность фиксации (закрепления) одной или нескольких колонок в таблице. Данный функционал используется когда необходимо чтобы одна или несколько колонок не были скрыты с формы при горизонтальной прокрутке колонок. Все зафиксированные колонки автоматически переносятся в левую часть формы и отделяются от остальных вертикальной чертой-разделителем более темного цвета чем остальные разделители.

Пример

 Например, в таблице "Дисциплины вне учебных планов"  на рисунке ниже зафиксированы две колонки "Учебный год" и "Филиал" .

Пример фиксации колонок 1

Если в этой форме осуществить горизонтальную перемотку колонок при помощи кнопки Кнопка горизонтальной перемотки вправо, то колонки "Учебный год" и "Филиал" останутся на месте, а остальные колонки будут перемещаться:

Пример фиксации колонок 2

Для того чтобы зафиксировать колонку, необходимо выбрать ее нажатием на ее заголовок или люой из ее объектов и воспользоваться подпунктом контекстного меню Колонка -> Зафиксировать эту колонку .

Можно зафиксировать несколько колонок, последовательно выполнив для каждой из них действия описанные выше.

Для снятия фиксации колонок необходимо воспользоваться подпунктом контекстного меню Колонка -> Снять фиксацию колонок . Это действие приведет к отмене фиксации ВСЕХ колонок.


2.2. Скрытие и отображение колонок

Для удобства пользователя при просмотре данных любая из видимых в таблице колонок может быть скрыта. Для этого необходимо выделить любой элемент данных в колонке, щелчком правой кнопкой мыши открыть контекстное меню и в нем в подменю "Колонка" выбрать действие "Скрыть эту колонку".

Скрыть колонку

На рисунке показано как скрыть колонку "Краткое наименование" в таблице данных "Группы стран". Описанным выше образом можно скрыть любое число колонок таблицы данных кроме последней. Если в таблице данных осталась одна колонка, то действие "Скрыть эту колонку" будет недоступно. Для отображения скрытых ранее колонок таблицы данных необходимо воспользоваться действием "Показать скрытые колонки" в подменю "Колонка" контекстного меню. (На рис. действие располагается ниже действия "Скрыть эту колонку"). Если ни одной колонки таблицы данных не скрыто, то действие "Показать скрытые колонки" будет недоступно. Действия, расположенные в подменю "Колонка" доступны также на панели инструментов.


2.3. Отображение итоговых значений (агрегатов) по колонкам

По любой из колонок таблицы данных может быть рассчитано и отображено итоговое значение (агрегат). В зависимости от типа, отображаемого в колонке свойства могут быть вычислены следующие агрегаты:

  • количество объектов (для свойств любых типов)
  • сумма значений (для числовых значений)
  • наименьшее (минимальное) значение (для строковых, числовых, логических значений, перечислений, значений типа даты, времени, даты со временем)
  • наибольшее (максимальное) значение (аналогично наименьшему значению)
  • среднее значение (для числовых значений)

Для отображения агрегата по одной из колонок необходимо выделить элемент данных в этой колонке, при помощи щелчка правой кнопкой мыши отобразить контекстное меню и в нем в подменю "Колонка" выбрать действие, соответствующее нужному агрегату. После выполнения этого действия таблица данных будет выглядеть следующим образом:

Таблица данных с агрегатом по одной из колонок

На рисунке в нижней части таблицы данных отображена строка на светло-желтом фоне, в которой в колонке "Фамилия" показано общее количество записей об участниках олимпиад, отображаемых в таблице.

Агрегат может быть вычислен и показан по любой из колонок.

Если данные в таблице отфильтрованы, то агрегат будет рассчитан только по тем записям, которые отобраны по условию фильтрации.

Если данные в таблице сгруппированы, то агрегаты будут рассчитаны как для всех отображаемых в таблице данных, так и отдельно для каждой группы.

Отображение агрегатов для сгруппированных данных

На рисунке данные ВУЗах сгруппированы по региону. Количество записей о ВУЗах отображено как для каждого региона (в строках на бледно-желтом фоне), так и для всех ВУЗов в целом (в строке на ярко-желтом фоне внизу таблицы).

Если свернуть группы, то можно просматривать только итоговые значения агрегатов для групп и для всех объектов в целом. Агрегаты при этом будут видны только в случае, если они отображаются правее надписи с именем и значением параметра группировки.

Режим отображения только агрегатов для групп

2.4. Сортировка
Подробно про сортировку написано в разделе Сортировка данных в таблицах

2.5. Группировка данных в таблицах

Данные в таблице данных могут быть сгруппированы по значениям свойств, отображаемым в одной или в нескольких колонках.

Для осуществления группировки по значению в одной из колонок необходимо выделить любой элемент данных в этой колонке. Затем щелчком правой кнопки мыши открыть контекстное меню и в нем в подменю "Колонка" выбрать действие "Группировать по этой колонке".

Группировка данных по колонке

На рисунке показано, как при помощи действия в контекстном меню осуществляется группировка данных в таблице данных "ВУЗы" по значению в колонке "Регион".

При отображении данных в сгруппированном виде для каждой группы будет отображен заголовок на более темном фоне. В заголовке группы будут отображены наименование и значение свойства, по которому осуществлена группировка, а слева от наименования будет расположен значок Развернутый узел дерева или Свернутый узел дерева. При нажатии на значок Развернутый узел дерева можно скрывать объекты группы (для группы будет отображен только ее заголовок). Значок Развернутый узел дерева при этом изменится на Свернутый узел дерева. При нажатии на значок Свернутый узел дерева объекты, входящие в группу, будут снова отображены.

Отображение данных в сгруппированном виде

На рисунке данные в таблице данных "ВУЗы" сгруппированы по значению в колонке "Регион". Группы объектов, соответствующие регионам Алтайский край, Архангельская область, Белгородская область, Волгоградская область, Воронежская область раскрыты. Группы, соответствующие регионам Абхазия, Владимирская область, Вологодская область свернуты.

Данные могут группироваться и по нескольким колонкам. Для этого необходимо повторить описанные выше действия для всех колонок, которые должны быть включены в группировку.

Группировка данных по нескольким колонкам

На рисунке представлен пример группировки данных, отображаемых в таблице данных "ВУЗы" по колонкам "Регион" и "Является государственным ОУ".

Для снятия группировки и отображения данных в стандартном виде необходимо воспользоваться действием "Очистить группировку", которое также доступно в контекстном меню в подменю "Колонка" (на рисунке расположено в выпадающем меню ниже действия "Группировать по этой колонке").

Действия, расположенные в подменю "Колонка", доступны также на панели инструментов.


3. Подменю "Выбранные" - работа с выбранными объектами

Действия, доступные в подменю " Выбранные " позволяют быстро отбирать и снимать отбор с объектов, а также устанавливать режим отображения в таблице данных только тех объектов, которые помечены как выбранные.

Иконка "Выбранные" на панели инструментов имеет выпадающие кнопки:
Панель выпадающих кнопок

Назначение этих действий описано в разделе Выбор объектов в таблице данных.


4. Перенос в Excel

Данные, отображаемые в любой из таблиц данных, могут быть перенесены в MS Excel. При этом в MS Excel будут сохранены все настройки отображения данных (сортировка по одной или нескольким колонкам, группировка, отображение итоговых значений). Действие " Перенести в Excel " может быть вызвано из контекстного меню или при помощи иконки на панели инструментов. С данными, перенесенными в MS Excel, далее могут производиться любые манипуляции средствами этого приложения.

Если в таблице много записей, то перенос данных в Excel может занять некоторое время. Если это время превышает 10 сек., то отобразится окно, сообщающая, что система находится в работе. В этом окне будет отображен индикатор процесса переноса данных:

Действие "Перенос в Excel" имеет соответствующую иконку на панели инструментов:
Кнопка переноса в Excel


5. Обновление данных таблицы

После выполнения действий над различными объектами, хранящимися в системе, их новое состояние может сразу не отобразиться в таблице данных. Для того чтобы получить из базы данных последние актуальные данные необходимо воспользоваться действием " Обновить ", которое доступно в контекстном меню, при помощи иконки на панели инструментов, а также может быть доступно при нажатии клавиши F5.

Действие "Обновить" имеет соответствующую иконку на панели инструментов:
Кнопка обновления набора данных


6. Дополнительные действия, доступные в иерархических таблицах данных

В иерархических таблицах данных дополнительно доступны действия, позволяющие управлять раскрытием и свертыванием элементов иерархии. Эти действия расположены в подменю " Дерево " контекстного меню.

Дерево - контекстное меню

Или на панели инструментов:

Кнопки подменю работы с иерархией

При помощи этих действий можно управлять отображением дерева иерархически организованных объектов следующим образом:

  • Развернуть все - все элементы дерева будут раскрыты.
  • Свернуть все - все дочерние элементы будут свернуты. Отображенными останутся только элементы первого уровня (не имеющие родительских элементов).
  • Развернуть от выбранного - узел дерева, соответствующий выбранному объекту и все его дочерние узлы будут раскрыты.
  • Свернуть к выбранному - узел дерева, соответствующий выбранному объекту и все его дочерние узлы будут свернуты.
  • Свернуть к этому уровню - все узлы дерева, лежащие на том же уровне, что и выбранный объект или на более низких уровнях будут свернуты.
  • Выделить дочерние - все объекты, дочерние по отношению к выбранному, будут выделены.